понедельник, 11 апреля 2011
Итак, как обещала вчера, я хочу рассказать вам, дорогие ПЧёлки, про
очешуительный прекрасный фильм
"
День Расплаты" (The Reckoning)

Экранизация романа «Пьеса с моралью» («Morality Play») Барри Ансворта. И название уже настраивает на определённый лад. Мораль здесь, действительно, есть, есть рассуждения о сути нравственности, о духовности. Но это не просто нравоучительная лекция, идея фильма немного напомнила мне "Преступление и наказание", а исполнение - фильм "Гладиатор". Но всё попорядку.
читать рецензиюАнглия, XIV век.
Главный герой - Nicolas Barber (Пол Беттани), молодой священник. Впрочем, в сутане священослужителя мы видим его лишь первые две минуты, ибо история начинается с того, что он, как пишет Википедия, "...соблазнил молодую замужнюю прихожанку, а потом убил заставшего их на месте «преступления» её мужа. Скрываясь от возмездия, Николас покидает родные места и примыкает к труппе бродячих актёров..." которым, впрочем, признаётся только в прелюбодеянии. Убийство расскрывается лишь потом. Однако, выступлю адвокатом, убил он защищаясь, иначе его самого бы ничто не спасло. И на протяжении всего фильма Николас расскаивается в том, что он наделал (в смысле, в убийстве, но не в любовной связи.).
(Николас, уже в бегах)
"Оказавшись в деревне, где недавно произошло убийство мальчика, актеры встречают молодую глухонемую женщину, обвиняемую в колдовстве и приговоренную к смерти за убийство, которого она не совершала." (Кинопоиск)
("Ведьма")
Думаю, и ежу понятно, что "Ведьма" не виновна. Иначе, о чём бы ещё рассказывать, так что это не спойлер.
Кинопоиск пишет: "...Лидер труппы решает помочь несчастной. И вместо того, чтобы разыгрывать представление на библейские темы, актеры дают спектакль, в котором пытаются восстановить истинные обстоятельства совершенного преступления и указать на настоящего убийцу." И рядом с правдой не стояло.
Труппу актёров, скажем прямо, преследуют неудачи. Только что умер их старый лидер, управление перешло в руки его сына Мартина Белла (Уиллем Дефо), денег у актёров кот наплакал, а представление на тему изгнания из Рая настолько приелось горожанам, что полученного "гонорара" не хватило даже на приличные похороны. Но положение спасает Николас, проведя службу. (и заслужив уважение актёров)
Потом у них ломается повозка, нет денег на ремонт. Нужно ещё одно представление! И Мартин предлагает сделать прогрессивный ход - вместо библейской истории разыграть пьесу на основе реального события, "История Томаса Уэлса", убитого несколько дней назад мальчика. И лидер труппы с поддерживающим его решение Николасом идёт в темницу, поговорить с Ведьмой...глухонемой. Однако она читает по губам и прекрасно изъясняется жестами, так что актёр легко понимает, что она хочет сказать, что её оболгали. Она молит о помощи.
Но сценку показывать уже в полдень, Мартин не хочет усложнять спектакль непроверенными обстоятельствами. Николас же настаивает на том, что теперь они обязаны спасти девушку от висельницы, раз дали ей надежду.
(Том Харди в роли актёра Straw в роли Ведьмы)
(сын Мартина в роли убитого мальчика)
Пьесу смотрит мать мальчика: она прерывает представление, крича, что всё было не так, что настоящего расследования как такого не было, что ей даже не показали тело сына. Николас бросается к ней, пытаясь узнать больше... И тут появляется стража герцога де Гиза (Венсан Кассель), не очень вежливо, но очень настойчиво "прося" актёров к рассвету покинуть город.
((Герцог де Гиз, злодейский взгляд)
Ночь. Улица. Фонарь. В городе праздник Св.Лазаря, а Николас на кладбище, раскапывает могилу убитого. Сцена символична: воскрешение Лазаря сопоставляется с извлечением тела мальчика; он не оживёт, но правда будет установлена.
(Герой с лопатой на кладбище. Первый патологоанатом)
Раскопки прерывает появление на кладбище Королевского судьи (Мэтью Макфейден) и его помощника Дениэла. Судья прерывает его, а потом говорит Дениэлу копать вместе с Николасом. И вот здесь то и начинается самое интересное. Здесь начинается расследование.
Если я продолжу рассказ, это будут одни спойлеры. Лучше посмотрите сами)
Вернёмся к проблемам морали. Пол Беттани очень талантливый актёр, его герой действительно переживает, сочувствует, стремится восстановить справедливость. Понимая при этом, что сам виноват не в меньшей степени. Когда во время кульминации главный злодей спрашивает Николаса, что же привело священника в актёрскую труппу, слыша в ответ "Прелюбодеяние... Прелюбодеяние и убийство.", с насмешкой восклицает: "И ты ещё смеешь выговаривать мне?!", прав ли он?
Я считаю, что нет. Может быть, именно Николас и имеет на это право. Да, они оба преступники, но герой готов признать совершённый грех, раскаяться, он не хотел убивать, а связь с девушкой делает его более живым. А антагонист настолько погряз в пороке, что он стал для него нормой. Они оба должны понести наказание - грех слишком тяжкий, чтобы его забыть, но Николас, в отличие от антигероя, уходит, не неся за собой гнилостного шлейфа позора и грязи.
Если у вас будет свободный вечер и настроение посмотреть что-то хорошее, найдите в интернете фильм "День расплаты". Думаю, вы не будете разочарованны.
Спасибо за внимание к моему сбивчивому рассказу)
@настроение:
заворожённое
@темы:
"серьёзно",
"black&white",
"фильм"